Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты. Откуда появилась традиция наряжать елку: легенды и факты Откуда произошло наряжать елку на новый год

Светская жизнь 18.11.2022
Светская жизнь

Декабрь в разгаре, самое время подумать о главном символе праздника - новогодней елке. Когда она появляется в доме, вся его атмосфера наполняется трепетным ожиданием чуда и предвкушением зимней сказки. Интересно, что традиция украшать елку к зимним праздникам существует в абсолютно разных уголках планеты. Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества чуть ли не во всем мире?

Существует множество теорий происхождения традиции наряжать елку на зимние праздники, поэтому история возникновения этого ритуала весьма запутана и непонятна - кратко никак не расскажешь… Кстати, новогодней ель считается именно в странах бывшего соцлагеря, а во всем мире - она рождественская. Что же попробуем разобраться!

Как елочка стала символом: древние верования

Много-много лет назад, когда человечество находилось в зародыше своего развития с самым примитивным укладом жизни, одним из предметов поклонения для людей было дерево. Его одухотворяли и наделяли «высокодуховными» свойствами. По ряду преданий с разными вариациями считалось, что деревья - это живые существа, в которых живут души наших близких, отошедших в мир иной. Или же в ветках деревьев таятся духи, которые находят себе здесь комфортный приют. Так что украшать деревья еще в незапамятные времена люди начали для того, чтобы «задобрить» этих духов. Ведь они могут быть как благосклонны к еще живущим на Земле, так и агрессивны.

И в аспекте таких верований особая роль отводилась, конечно, вечнозеленым деревьям. Это же сродни какому-то чуду - все увядает, а в елях, соснах, туях и т. д. жизнь теплится и зимой, и летом. Так, древние люди верили, что это происходит потому, что они выбраны Солнцем. А оно как источник тепла и жизни - главное божество в большинстве языческих мифологий.


Истоки традиции наряжать елку в разных странах

Мифология славян предполагала веселье возле елового новогоднего символа - песни, пляски, игру на музыкальных инструментах. Таким образом, наши предки верили, что своим хорошим настроением разбудят богиню весны - Живу. Та, в свою очередь, должна была бы соблаговолить к людям и прислать на Землю своего сына - Света. На этом сложная цепочка событий не останавливалась: Свет, по преданиям, отправлялся в царство Деда Мороза, чтобы пробудить там жизнь и избавить Землю от оков льда.

А древние германцы, например, украшали свои дома ветками еловых деревьев в честь зимнего солнцестояния. Народность хантов подносила елям жертвы. Удмурты - зажигали на этих деревьях свечи и молились богам в первый день Нового года…

По одной из версий, ярче и интенсивней всего традиция наряжать елку на зимние праздники проявлялась в Германии. А оттуда уже и распространилась по всей Европе.

Елка, установленная в естественном положении, в каком мы ее узнаем - вероятнее всего появилась уже в XVI веке. По крайне мере, первые документальные данные о елке как о символе Рождества принадлежат к этому столетию. Тогда уже христианство начало шагать по свету, привнося новые традиции и впитывая языческие ритуалы: «прибрало к своим рукам» и елку, сделав ее рождественской.


Новогодняя елка: легенды

Откуда пошла традиция наряжать елку: теория Древнего Рима

Самые древние теории гласят, что истоки традиции украшать елку на зимние праздники находятся в истории Древнего Рима, который существовал с 753 до 476 гг. до н. е. Там было принято украшать еловыми жилища в честь бога земледелия Сатурна. Тогда они просто развешивали зеленые хвойные ветки по дому и украшали их свечами и какими-то блестящими безделушками. Эти, наиболее вероятно, самые первые ели свисали с потолков и были призваны защищать обитель от злых духов. Позднее, в первом тысячелетии нашей эры, когда христианство уже возникло, но еще не было сильно распространено, римляне отмечали 25-го декабря Праздник Солнца «Sol Invictus». И хоть христианство уже активно ползло по империи, Рождество еще не праздновали. Потому как не была установлена точная дата явления Христа на свет. Правда, было известно, что произошло это зимой, поэтому «Sol Invictus» постепенно преобразовался в его День рождения.


Елочка - рождественский символ: германская теория

Так, параллельно с древнеримской теорией существует и германская. Хоть германские племена не так известны миру, как Римская империя, но первые упоминания о их цивилизации датируются уже первым тысячелетием до н.э. в труде «Германия» автора Тацита. А в VIII—VI веках до н. э. они были вполне обособленной народностью, пусть и не имевшей официальной страны с названием «Германия».

Так вот уже с этими временами связаны легенды об германской традиции украшать ель. Доподлинно точно неизвестно, когда, но абсолютно точно, что еще в дохристианские времена в конце декабря у германцев существовал обычай празднования середины зимы. В подготовке к нему люди в своих домах ставили в воду веточки деревьев. Это могли быть фруктовые или черемуха. С особым трепетом к, так называемому, тогдашнему новому году, ждали цветения на этих веточках. Это был символ продолжения жизни в природе, несмотря на зимнее умирание. Зачастую «доморощенные деревья» и правда-таки радовали хозяев цветами и почками. Но так происходило далеко не всегда. И, конечно же, это считалось плохим знаком от Неба. А ведь эти растения в доме зимой призваны-то вселять надежду на весну и спасать от зимнего холодного уныния. Так что постепенно фруктовые ветки начали заменять вечнозелеными. И люди стали ставить в домах целые деревца: пихту, сосну, ель.

Истоки традиции новогодней елки: украинская версия

Есть еще одна смелая версия появления традиции наряжать елку, и она говорит, что зародился обычай именно в Украине и уже от нас попала в Западную Европу. Наши предки славяне - древние язычники, проживавшие на нынешней территории Польши и Украины, по преданиям, на праздник зимнего солнцестояния (который потом преобразовался в Рождество) создавали декор, символизирующий семя и новую жизнь. Они верили, что именно в эти зимние дни врата неба открываются, чтобы послать на землю новую жизнь, новые идеи, новое добро, новую судьбу и новую благодать. Это до сих пор сохранилось в мистическо-магических традициях наших святок. И в честь праздника наши прямые предки проводили «волшебный» ритуал с елкой - сжигание дерева. Перед торжественным ритуалом дерево украшали, в его огонь бросали семена, яблоки, орехи и монеты. Это символизировало просьбу благосклонности у богов.


Зачем наряжают елку верующие?

Есть и религиозные варианты происхождения рождественской символичности ёлки. По одной из легенд, все земные деревья пришли поздравить божественного младенца в ночь его рождения с явлением на свет. А кто смог добраться до Иисуса первым? Те, кто рядом росли. Вифлеемские пальмы, потом - буки, кипарисы, ивы, дубы и т.д., а вот самой последней пришла на поклонение - маленькая елочка из Севера. За пышным растительным окружением Христа, скромную ель совсем не было видно. Но вдруг на нее прямиком с неба начали падать звезды - северная красавица, украшенная звездным свечением, засверкала-засияла. Вот вам, например, и прекрасный вариант, как объяснить ребенку появление елки на Новый год.

Даже на происхождение в Германии традиции украшать ель на зимние праздник у христианства свой взгляд. Одна из религиозных легенд связывает появление елки как праздничного символа зимы в Германии со святым Бонифацием - ее крестителем. В VIII веке он проводил на этих землях, так сказать, священную религиозную пропаганду. До христианства германцы поклонялись дубу. И во время одной из проповедей Бонифаций захотел доказательным образом низвергнуть этот языческий символ, демонстративно срубив его. Дуб повалился, «потащив» за собой все окружающего его деревья. И на этом чистом пространстве выстояла только одна маленькая елочка. Бонифаций в сердцах и провозгласил ее деревом Христа. Вот и является ель с тех пор символом Рождества и появляется к концу декабря в европейских домах.

А есть еще легенда и у протестантов на эту тему. Они приписывают праздничной ели более позднее появление и связывают ее с именем Мартина Лютера Кинга. В XVI веке он сделал религиозную революцию в Германии, борясь против папской политики канонической католической церкви и вошел в историю как лидер Реформации. Так вот существует мнение, что он был одним из первых, кто поставил у себя дома нарядную ель в честь Рождества. Хоть этот обычай был, по сути, языческим и существовал задолго до него, Лютера можно смело назвать весомым популяризатором елочной традиции в Европе. В чем заключалась причина таких его действий по отношению к нашей любимой елочке, легенда не конкретизирует.

Также существует легенда, которая связывает истоки традиции украшать ель с иудейской Ханукой, которую тоже празднуют в декабре в честь прославления чуда. На праздник зажигают светильник, который состоит из восьми свечей. Некоторые ученые утверждают, Ханука - символичный прообраз нашего новогоднего дерева с призывом «елочка зажгись».


Елка идет по миру: истоки традиции наряжать ель в разных странах

Только в ХIХ веке можно сказать, что традиция наряжать елку «расцвела» в полной мере в мире. Тогда во всей Европе елка стала обязательным атрибутом рождественских и новогодних празднеств, хотя ее торжественное шествие началось значительно раньше.

В английской стороне елка впервые появилась в 1800 году при дворе короля Великобритании Георга III с подачи его жены Шарлотты, уроженки Германии. Но официальным зачинателем этой традиции в Англии считается король Альберт Саксен-Кобургский - муж королевы Виктории, тоже германец по происхождению. Потому что при Шарлотте елка стала мало кому известным декором для избранных аристократов.

А вот Альберт начал внедрять традицию наряжать елку в массы посредством личного примера в 40-х годах того же века. И в 1848 году в газете «Illustrated London News» появилась фотография королевской семьи возле пышной рождественской ели. И уже за каких-то 10 лет все англичане, восхищенные примером своей королевской семьи, с удовольствием наряжали в домах праздничные зеленые деревья. К тому же ель сразу стала здесь главным символом зимних веселей - теперь все торжества проходили вокруг елки.

Во Франции впервые установили рождественскую ель в 1807-м году по приказу Наполеона I в Касселе. Он узнал об этой традиции в военных походах и решил таким образом порадовать своих немецких солдат. А уже в 1837-м году нарядная ель появилась во французском дворце Тюильри при дворе короля Луи Филиппа по приказу Орлеанской герцогини, врожденной германской принцессы Хелены фон Макленбург. Правда, королевские особы не сочли нужным украсить праздничное дерево свечами, поэтому оно не сияло и не было привлекательным для масс. Так что во Франции традиция приживалось долго и не очень оживленно.

Точно известно, что в 1817-м ель появилась на официальных зимних праздниках в Венгрии. В 1820-м году - в Чехии, в 1829-м - в Скандинавии, а в 1840-м - и в Российской империи (стало быть и Украине, которая в то время была ее частью).

Во многих странах рождественская елка появилась благодаря Англии, потому что она активно «развозила» эту традицию по своим колониям.

И только к концу XIX рождественская традиция ели была завезена в США. И опять-таки, благодаря германским иммигрантам. Немцы, живущие в Америке, просто стали украшать и устанавливать ели возле своих домов, не скупясь на свечи и подарки в качестве украшения деревьев. Так что это зрелище впечатляло их соседей, и они стремительно брали с них пример. Обычай разносился по американским семьям так стремительно, что буквально каждый желал себе такого яркого нарядного украшения к рождественским праздникам.

Уже в 1848-м году в Нью-Йорке даже появилась первая елочная ярмарка. Отсюда и пошел обычай нарядных новогодних базаров. Там же в 1882 году на елке впервые появились электрические свечи, то есть наши любимые гирлянды. Их создали по специальному проекту вице-президента электро-компании «General Electric».


Символ Нового года и Рождества: первая официальная ель

Про то, где официально была установлена первая общественная ель на Рождество в Европе ведутся жаркие споры. Германцы утверждают, что в Страсбургском кафедральном соборе - 1539 год. На то даже есть доказательства Александра Демандта - знаменитого немецкого историка.


Официальные истоки традиции на Руси: елка и Петр I

Привить елку как символ зимних праздников жителям Российской империи пытался еще Петр I. Он привез елку в Российскую империю со своего первого путешествия в Европу в конце ХVII века. Тогда 20 декабря 1699 года в своем указе он ввел новый праздник: Новый год с 1-го сентября перенесли на 1-е января. Там же указывалось украшать к этому дню жилища из сосновых, можжевеловых и еловых ветвей - европейских символов Рождества. Но тогда его насильственные навязчивые действия не ввели эту традицию народ. Так, она венчала новогоднее убранство только в официальных зданиях.

Народ же не спешил следовать такому декору, а вот хозяева различных злачных заведений активно начали украшать экстерьер своих зданий еловыми деревьями. Видимо, для привлечения клиентов. С тех пор в народе повелось называть придорожные бары - «елками». Но на самом деле впервые елка попала в Россию в 1817-м году во времена правления Николая I. Потому что его жена была выходцем из германской Пруссии и скучая по родине попросила украсить дворец на зимние праздники елово-сосновыми.

И только в XIX веке пушистая красавица стала по-настоящему повсеместным народным символом Нового года. Тогда в 40-х годах первую публичную елку нарядили в здании петербургского Екатерининского вокзала местные иммигранты из Германии. Тогда ее пышно украсили фруктами и лентами, а увенчали большой звездой на макушке. По их примеру начали поступать городские жители, а потом и деревенские - так что к концу века практически в каждом доме стояла красивая рождественская ель.


Почему начали встречать Новый год с елкой в СССР?

Наша страна некоторое время была одной из республик Советского союза (этот факт мы отрицать не можем), а значит была подвержена властному влиянию партийного коммунизма Страны Советов. И у коммунизма к праздничному хвойному дереву было свое особое отношение. Так с началом истории Советского Союза в 20-е годы, естественно, Рождество, как и все религиозные обычаи, праздновать было о запрещено. В следствие категорического неприятия Лениным христианства и т. п. в немилость попала и нарядная зимняя ель, а Дед Мороз приравнивался к врагам народа. Все это преподносилось пропагандой как злостные буржуйские традиции. Но ель - весьма живучий символ праздника! В конце концов он с язычества пережил навалу христианства, так и коммунизм победил.

Уже через 10 лет, оказалось, что партии нужна волшебная зимняя сказка. Ведь зима, как ни крути, тяжелое и депрессивное время, которое без мистики и огоньков, раскрашивающих облезлую природу, трудно пережить даже во имя построения светлого коммунизма. Так советская власть решила реабилитировать нарядную елку, но уже убрав ее привязку к Рождеству - в новый культ было возведено празднование Нового года. Теперь вечнозеленое дерево в СССР стало символом нового советского года, который сулит новые победы и свершения в борьбе за всеобщее равенство и благоденствие. Украшать елку разрешалось чем угодно, но только не буржуазно-религиозными символами. Так Вифлеемская звезда на верхушке праздничного дерева была заменена на коммунистическую - и делу с концом.

Новогодняя елочка, без преувеличений, дарила сказку и ощущение чуда в холодные темные дни, не только детям, но и взрослым людям. Помогла пережить и страшные военные годы. Тогда елочная мода была не замысловатой - ее украшали игрушками, сделанными вручную, или подручными материалами, отражавшими суть времени. Военные елочные украшения - это собачки-санитары, пистолеты, парашютисты. Позднее советская идеология приложила руку и к этому. На елках стали появляться красноармейцы, флаги, пионеры, автомобили «Победа», снежинки с серпом и молотом. В 50-е -во времена расцвета сельского хозяйства и знаменитых Хрущевских с/х реформ на новогодней елке появилась игрушечная кукуруза. А в 60-е, эпоху космонавтики - спутники, космонавты, авиаторы и даже мирный атом. Интересно, как это выглядит?

Можете ли вы представить теперь Новый год вообще без елки, без одной лесной красавицы? Наряд елки тоже символичен. Мы вешаем гирлянды, шары, игрушки в виде различных зверей, сладости, на макушку помешаем звезду, но почему так, а не иначе мы наряжаем елку, не задумываемся. А ведь все это имеет смысл.

Обычай наряжать елку и встречать около нее Новый год имеет языческие корни. Еще в Древней Греции и Риме дома украшали зелеными ветками, и делать это нужно было обязательно, так как считалось, что хвоя принесет здоровье и счастье в будущем году. Хвойные деревья же вечнозеленые, поэтому они стали символом вечной молодости, смелости, долголетия, достоинства, верности, огня жизни и восстановления здоровья.

Обычай украшать деревья существовал еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в их ветках живут могущественные духи (добрые и злые), и чтобы найти с ними общий язык и получить помощь, им подносили дары.

А традиция украшать елку имеет кельтские корни, потому что именно у кельтов Мировое Древо - важнейший элемент картины мира. Считалось, что Иггра-силь поддерживает небосвод, соединяет небо, землю и преисподнюю.

На площадях городов Европы хвойное дерево впервые появилось в XVI веке. В Англию обычай наряжать елку попал в середине XIX века, а в Россию он пришел при Петре Великом, который повелел «после благодарения Богу и молебного пения в церкви по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравля-ти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским U окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям кое нужно на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, напдлняя соломою или хворо* стом, зажигать, а перед бургомйстрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же». Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой взвиваясь в воздухе, возвестила народу о наступлении Нового года, а вслед за этим согласно царскому указу началась потеха и по всей Белокаменной... Правда, обычай этот на русской почве долго не мог прижиться, видимо, потому, что ель в славянской мифологии тесно связана с миром мертвых. Можно считать, что чужим он был вплоть до революции. Да и потом еще некоторое время (до 1935 года) елка, как принадлежность религиозного торжества, была запрещена.

На верхушке елки горит звезда , обозначающая вершину Мирового Древа, она является точкой соприкосновения миров: земного и небесного. И, в принципе, не важно, какая это звезда: восьмиконечная серебряная Рождества или красная кремлевская, которой до недавних пор мы украшали свои елочки (ведь она символизировала силу власти, а власть и была иным миром). Шарики - это современный вариант яблок и мандаринов, плодов, символизировавших плодородие, вечную молодость или хотя бы здоровье и долголетие. Стоит только вспомнить сказки о яблоках , о молодильных яблоках или мифы о яблоках Гесперид либо о яблоке раздора. Яйца символизировали гармонию и полное благополучие, развивающуюся жизнь, орехи - непостижимость божественного промысла. Различного рода фигурки, как елочные украшения, появились не так давно, но имеют они большое значение. В основном это изображения ангелов, сказочных персонажей или героев мультиков, но все они - образы иного мира. А это позволяет говорить о том, что именно эти игрушки соответствуют древним фигуркам добрых духов, от которых ожидали помощи в будущем году.

Сейчас ни одна елка не обходится без гирлянды лампочек и блесток, то есть без мерцающих огоньков. Именно так в мифологии представляется присутствие сойма духов. Еще одно украшение- серебряный «дождик », спускающийся от макушки до основания, символизирующий дождь, струящийся от вершины Мирового Древа к ее подножию. Под елочкой обязательно должна быть фигурка Деда Мороза (можно со Снегурочкой), туда же кладут и подарки.

В декабре мы автоматически покупаем елку, наряжаем ее, зажигаем и иногда отдаем на растерзание коту. При этом редко задумываясь, что это за традиция и зачем мы это делаем. SCAPP решил покопаться в истории вопроса и выяснить, кто придумал наряжать елку на Новый год.

Легенда

Существует древняя легенда, согласно которой елка получила свой статус, благодаря рождению Иисуса Христа. Если не вдаваться в детали предания, то можно схематично обрисовать взлет ели по карьерной лестнице деревьев: скромность, смирение и фрукты-овощи на ветвях. Как результат Вифлеемская звезда на макушке и должность главного дерева Рождества.

Древние германцы

Некоторые археологические находки позволяют утверждать, что германские племена отмечали в конце декабря праздник середины зимы. Символом праздника чаще всего была ель, так как только она оставалась зеленой в холодные времена. Позднее, когда языческие боги германцев стали вытесняться христианством, случилась история, связанная со святым Бонифацием. Стараясь показать бессильность языческих богов, Бонифаций срубил дуб, посвященный богу грома Тору. И тут случилось непредвиденное: срубленный дуб, падая, завалил все деревья вокруг, кроме ели. Но находчивый проповедник не растерялся и назвал хвойное дерево - «деревом Христа». Сами понимаете, после этого - елку «носили на руках».

Мартин Лютер

Другая версия гласит, что в 1513 году, накануне Рождества, Мартин Лютер, залюбовавшись не то красотами зимнего леса, не то звездным небом, решил срубить одно из хвойных деревьев и устроить в своем доме фурор: украсив елку свечками и бантиками. Вживлению в массы новой рождественской традиции помогла известность Лютера и новизна задумки.

Традиция «одевать» елку

Историки утверждают, что елку начали украшать в XVI веке в городе Эльзас (современная Франция), используя для этого преимущественно фрукты. Сначала елку украшали только яблоками (символ райского дерева), но со временем начали добавлять другие украшения, которые символизировали Рождество. Например, яблоки означали плодородие, звезда на верхушке - Вифлеемскую звезду, колокольчики - символ пастухов, свечки и фонарики - звезды и костры, освещавших путь к младенцу Иисусу. Позднее украшения стали более изощренными и не столь религиозно-символичными.

История елки в России

Да, как можно догадаться, традиция использовать елки на Рождество пошла от Петра I. Один из новомодных указов гласил, что елки нужно выставлять возле «знатных домов».

По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых

Тем не менее елка не приживалась: ее ставили только богачи - беднякам было не до зеленых забав. Неприживаемость хвойного дерева также связана с тем, что на Руси еловые ветки укладывали на пути, по которому несли покойника на кладбище. В XIX века царская семья стала использовать ряженые елки у себя в резиденциях, что повысило популярность последней. В итоге к концу XIX века елка стала неизменным атрибутом Рождества, правда, ненадолго. После Октябрьской революции ель была запрещена, так как символизировала старые царские обычаи.

Из забытья хвойное дерево спасла газета «Правда» и знаменитая фраза Сталина: «Жить надо лучше, жить надо веселее». 28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала материал с заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Вскоре вечнозеленая попала под амнистию и с тех пор стала символом Нового года в России.

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

Рекомендуем почитать

Наверх