Семейные праздники с детьми: советы психолога. Семейные праздники Семейные праздники для детей

Ювелирные изделия 28.02.2023

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный

подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

2

В каждой стране есть свои национальные праздники для детей. В

Японии очень своеобразно проходит “День девочек”. В каждой семье ставится специальная горка, на которую помещают всех кукол. Некоторые куклы хранятся в семьях десятки лет. Вдень девочек ссадят кукол-девочек, а в “День мальчиков садятся куклы-мальчики. Этот ритуал очень красивый и имеет очень большое значение, так как воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит относится к ним как к членам семьи. Через этот праздник осуществляется связь поколений - к одной кукол прикасались руки прабабушки. Этому учат в Японии в семьях.

В нашей семье игрушки не выбрасываются, а передаются в другие семьи. мои куклы и машинки брата хранятся. Когда выбрасывают куклы с оторванными руками, это не только антипедагогично, но и не этично. Не надо ругать малыша, что он не жалеет свои вещи, начало этому может быть в выброшенной поломанной игрушке.

В Дании есть очень интересный праздник фонариков. Дети сами готовят фонарики и с наступлением темноты обходят с зажжёными фонариками вокруг дома. При этом они поют обрядовые песни и потом получают специальные пирожные, подарки.

Много интересных ритуалов в странах Африки, в Китае, Индии. Через участие в этих празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к данной цивилизации. Мир доброты, красоты, гармонии открывается перед человеком через праздники.

Духовная жизнь русского народа богата христианскими праздниками. до сих пор в обрядах сохранились элементы язычества, хотя уже более 1000лет христианство существует на Руси.

Основная часть праздников была связана с земледелием. Включая знания о природе, о закономерностях человеческой жизни, о смене труда и отдыха составляется календарь.

Принятие христианства повело за собой овладение церковным календарём и почитанием святых, которым отводились определённые дни в году.

На Руси произошло необычное явление - слияние язычества с христианством на народной основе. Народное православие не есть механическое соединение двух мировоззрений, а тесное слияние двух начал.

Совмещение народного аграрного календаря с церковным привело к существованию праздников “в числе” и “скользящих”. Сроки праздников зависели от празднования Пасхи или были в определённое число Масленица, Вознесение, крещение, Рождество Христово, Благовещение и другие.

“Неизвестно каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов-тогда он всё забудет, и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала”

В.О.Ключевский

3

Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый

дом. Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребёнка, для развития всех его дарований. Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух.

“Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника....... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники......” - писал К. Д. Ушинский.

Предвкушение праздника - это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами и надо чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и другое.

Необходимо предоставить ребёнку простор для самостоятельного, активного действия, но при этом надо помнить, что праздник - это наша повседневная педагогика. У ребёнка должно быть счастливое детство. без этого условия, человек не сможет научиться любить.

Ребёнок как губка, впитывает в себя всё, оттого каким эмоциональным состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья.

Научить детей отдыхать, вести себя на досуге - это немаловажная задача родителей и педагогов.

Но все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.

Семейные праздники и их

нетрадиционное проведение.

Среди всех семейных праздников традиционным и самым дорогим для каждого члена семьи должен быть день рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи.

Готовиться праздник заранее и принимать участие в нём должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и чем младше ребёнок, тем должен быть праздник ярче и длительнее - весь день, белее красивым и сказочным. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей, подарков. Хорошо если есть возможность сфотографировать, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все дарственные открытки тоже надо сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребёнка, его увлечений. Текст поздравления составить не просто. Желательно чтобы поздравление было в стихах и относилось именно к этому человеку. Такие стихи лучше сочинять самим и пусть они будут несовершенны, но от души и практика доказывает, что они оказывают очень благотворное влияние на виновника торжества.

В эти дни есть замечательная возможность применить педагогические принцыпы Антона Семёновича Макаренко, особенно в семьях, где ребёнок растёт не единственным, а в окружении братьев и сестёр, даже если они не родные, а сродные. Коллективная творческая деятельность объединяет малышей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности - сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и другое.

самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. В этом случае надо особенно продумать преподнесение подарка. Малышу будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, рядом со своей кроваткой. В нашей семье поздравляют не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Однажды меня поздравляли мои любимые зверята /мягкие игрушки/ и по этому поводу было стихотворное поздравление:

Я-маленький Мишутка,

Пришёл поздравить Валю

Из тёмного из леса

От всех лесных зверей

Живи, наша Валюша,

Дружи с нами зверятами

И своего братишку

Люби и уважай!

В другой раз меня поздравляли все мои куклы. Каждая кукла имела свой подарок. Это были новые вещи, которые покупались в течении года, но не показывались.

Открыв глаза, малыш увидит свои вещи и поймёт, что вырос на целый год. Сразу же эти вещи надевают на именинника, а старые вещи убирают.

Подарки могут ожидать малыша повсюду: под подушкой, под тарелкой, в корзине с игрушками, на его книжной полке. Целый день он встречается с такими сюрпризами, и восторгу нет предела!

Для моего брата памятным стал День рожденья, когда подарки еме были привезены на всех его машинках. Эти игрушки стояли вокруг кроватки и на каждой лежали его новые вещи - рубашка, маечка, колготки, носочки, трусики, платочки и т. д.

Возможно именно эти моменты явились главными стимулами к нашей увлечённости этими игрушками. У меня сейчас хранится 16 кукол, а у моего брата собрана коллекция моделей машин.

Я много и долго играла куклами, а сейчас они вызывают просто эстетическое чувство и воспоминания. Возможно эти игры сыграли определённую роль и в выборе профессии.

Очени важно родителям выявить способности ребёнка и помогать их развитию.

Лично вручаются подарки сделанные моими руками или подарки со значением. Эти подарки хранятся если не всю жизнь, то очень долго. Именно в таких подарках - реликвиях писали в своих воспоминаниях Марина и Анастасия Цветаевы, Алексей Толстой, Андрей Белый, Евгений Герцык, Корней Чуковский и другие.

Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям лил внукам. Не надо дарить безликих подарков, они могут быть богатыми, но не от души.

Ни один День рождения не должен проходить без живых цветов. Девочки более эмоциональны и восприимчивы проявлению знаков внимания, пусть это будет всего один цветок или букетик полевых цветов, но и его можно хранить всю жизнь. Лепестки роз из букета в День нашего появления на этой Земле хранятся в нашей семье до сих пор, а также все поздравительные открытки маме в роддом.

На мой взгляд воспитательное значение играет также то, что в нашей семье нет разделения на “плохие” и “хорошие” подарки. Хранится всё, что можно сохранить. Коллекция открыток состовляет более 2000 тысяч и самая старинная открытка с 1888 года.

Подарки это часть праздника. Ожидание чуда начинается задолго и первые элементы праздника - оформление. Если комната будет не украшена, то праздничное настроение будет недолгим. В оформлении может принимать участие и именинник. Здесь такой простор фантазии! На стенах, покрытых обоями, хорошо крепить всё иголками, а на стенках шкафов с внутренней стороны можно закрепить фотографии клейкой лентой или лейкопластырем. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды из бумажных цветов, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или “Поздравляем”. Потолок можно превратить в лесную полянку закрепив на потолке, как новогодний снег, отдельные цветочки. приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, которую можно нарисовать подкрашенной зубной пастой. К 16-летию, по разрешению родителей, были разрисованы старые обои моей комнаты. Это делали мои подруги по вечерам, недельные посиделки доставили не меньше удовольствия чем сам праздник. В это оформление было вложено столько души и фантазии, чо жаль было менять обои, кусочки их хранятся в нашем архиве. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.

Теперь мы выросли, но Дни рождения ждём по-прежнему с нетерпением и радостью. В день совершенолетия родные подготовили фотогазету размером 2,5м*0,80м. Вся моя жизнь была представлена в юмористических фотографиях и стихах. Газету готовили несколько дней, но в тайне от меня, это придавало ещё больший интерес к сюрпризу. Газету крепили к обоям рано утром, пока я спала. Всем гостям она доставила не только радость, но и наглядным примером что и как можно приготовить.

Заранее необходимо продумать меню. Стол накрывается в этот день скатертью. Снова нам помог А.С. Макаренко. Он для своих безпризорников накрывал столы только скатертями. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за красиво сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки, чем класть им из тарелок. Это могут быть фаршированные помидоры или огурцы, а зимою - яйца. ягоды или фрукты, немного зелени. А коктейль морс налитый в бокалы со “снежком” вызывает аппетит. Этот сюрприз нетрудно подготовить намочив край стакана водой с добавлением лимонной кислоты и обмакнув его в сахар.

Именинный торт ждут все. Это может быть фирменный, который любят в этой семье, или новинка. Конечно лучше домашний торт. В приготовление этого сюрприза можно вложить столько любви!

Торт обязательно украшается свечками. Это именинный ритуал - тушение свечей очень нравится всем. Чем больше свеч, тем труднее их погасить и в этом случае снова видно взросление ребёнка.

Во время торжества можно проводить различные игры. Очень просто провести аукцион со словами “День рождения” и другими. Кто последним назовёт песню с этими словами является победителем и награждается памятным сувениром. конкурс на лучший комплимент лучше проводить для подростков. Можно провести безпроигрышную лотерею, для этого могут пригодится различные мелкие предметы - нитки, иголки, ручки, карандаши и т.д. лотерея пожеланий проводится тоже для подростков. пожелания пишутся на отдельных бумажках, сворачиваются, опускаются в шапку и потом каждый берёт себе пожелание. Пожелания шуточные и вызывают всеобщее веселье. Но особенно интересно проводится игра “Что бы это значило?”. На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, а можно гостей), которая запечетлела смешную ситуацию. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает, передаёт другому. готовится несколько фотографий. все подписи читаются потом вслух и самые остроумные награждаются сувенирами.

Сюрпризами могут быть интересные пожелания написанные на сердечках, их можно преподнести имениннику или все гостям. однажды гости получили в подарок розочки с именинного торта они были сделаны из теста и соответсвовали числу лет. Девочки долго хранили эти розочки и сами научились их готовить.

Часто поём венок любимых песен под аккомпонемент фортепьяно. Иногода на знакомую мелодию сочиняем слова, в которых отражается жизнь юбиляра.

Родителям обычно дарим подарки сделанные своими руками. Уже много лет хранится фигурка регулировщика, которую сделал Алёша когда ему было пять лет. Традиционными стали в семье фотоальбомы и стенгазеты, фотоколлажи.

Не в опрометчивом капризе

Ветвями, судьбами сплелись

Отец и мать- две светлых жизни

Нам право давшие на жизнь.

Ежегодно отмечаем День свадбы родителей, День рождения нашей семьи. Этот праздник теперь готовим мы с братом и всегда придумываем что-то новое. На юбилей были даны наказы - “жениху” и “невесте”. все конкурсы посвящались только “молодоженам”, а асмым интересным было интервью. Мама и папа должны были откровенно на все вопросы. которые моголи задать все гости.

С удовольствием слушают виновники торжества и гости импровизированный концерт, который готовим не только мы, но и наши сёстры и братья. наши родственные связи родители всячески поддерживают и воспитывают чувство ответственности и гордости к нашему роду.

Знакомство со своей родословной даёт много полезного. Появляется чувство причастности к России. благодаря рассказам бабушек и дедушек теперь мы знаем родословную 7 поколений(по материнской линии). Для того чтобы быть достойными наших предков нам надо ещё очень много сделать, а главное пока получать знания. Способности передаются по наследству, но они могут и исчезнуть, если их не развивать, а для этого нада много трудится.

В празник можно привратить любое сеейное событие. Даже выезд в лес может стать не очередной поездкой. а “встречей с зелёным другом”. Традиционными стали поездки за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зелёных росточков, которые преодолев плотность земли, тянутся к солнцу. Встречи с Природой - это поход в мир красоты и гармонии. Целесообразность в природе удивительна, человеку только надо внимательно вглядываться в этот мир. именно на природных подсказках построена наука бионика. многие чудеса техники мы находим в природе, об этом нам рассказывают родители во время прогулок. Сколько интересного в жизни растений и животных! А сколько легенд существует в этом сказочном мире! С ними нас знакомят друзья родителей, так ка часто наши поездки бывают коллективными. Учимся бережному отношению к Природе, проникаемся чувством единения с растениями и животными, своей причастностью ко всему живому. Охотно фотографируемся на природе. Эти фотографии всегда ечень интересны и остаются в архиве семьи. Учимся искуству икибаны, каждый дома составляет свой букет. Иногда это всего один крохотный цветочек и 2-3 зелёных листочка, а сколько изящества и неповторимой красоты, сколько воспоминаний, если цветок засушен.

“Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.”

Не только цветок, но и любое очнь красивое место можно “сфотографировать” в памяти. Для этого надо очень внимательно посмотреть на это место, охватить взором, закрыть глаза и запечетлеть где-то в сознании этот уголок. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами является картина того места, что однажды запечатлелось в сознании. Этому нас тоже учат взрослые.

Весной поездка за ветренницей, мать-и-мачехой, медуницей; позже - за огоньками, ромашками; а в разгар лета- за лилиями. Все эти цветы цветут очень недолго, а доставляют огромное эстетическое удовольствие. Но есть своя прелесть и в зимних букетах из конского щавеля, полыни, рогоза, камыша, дудника и других цветковых растений.

Природа учит нас чуткости. доброте, красоте. невозможно понять картины художников, не научившись видеть это в живой природе. Оставаясь слепым и глухим к природе, ребёнок труднее постигает окружающий мир, ему сложнее учиться школе. Радость этих встреч незабываема!

Можно считать уже традиционным наш семейный праздник “Самая длинная ночь”. Это день зимнего солнцестояния. Первое проведение нашего праздника запомнилось своей неожиданнастью. Вдруг перед самым Новым годом ещё один необычный праздник. после школьных занятий, дети и их родители собрались у нас. В прихожей всех встречал таинственный полумрак, это создавало сразу сказочное настроение. А сделать это было очень просто, натянув на светильник цветную юбку. Все гости переоделись в импровизированные костюмы. Это были элементы костюмов сказочных героев, даже одна деталь поднимала настроение. Все были приглашены вдругую комнату, где их всречала бабушка - сказательница. Но белее всего удивила комната. В ней царил полумрак и освещалась она только ёлочной герляндой, а на полу стоял цветочный горшок, и в нём три свечки. этот маленький “костерок” создавал какой-то уют. Вокруг него лежали свёрнутые ватные одеяла и на них сели все гости. Бабушка начала свою беседу: “Не внекотором царстве, не внекотором государстве, а в граде Асине, что средь болот стоит, собрались гости знатные, девицы - красавицы да красны молодцы со своими мамками - няньками беседу вести да сказки слушати”.

Дети начали придумывать по ходу свои сказки и вдругстук в дверь. На огонёк зашел погреться старичок - лесовичок. Это, конечно, наш папа в костюме. Начались лесные сказки из жизни зверей. А в рюкзачке у старичка много всяких волшебных предметов. Кусок обыкновенной доски мог быть от бочки царя Гвидона, от крыльца сказочного терема, от корыта и т. д. А вот чтобы попасть на скатерть - самобранку надо было отгадать загадки. С этим заданиемвсе успешно справились и все направились в соседнюю комнату, где за ширмой на полу был накрыт стол. всем пришлось садится прямо на пол. Смеху было много! Перед каждым стояла тарелка со сказочным гномиком (из яйца) и лежало красочно оформленное “Меню”. Все салаты и напитки имели свои сказочные названия. “Живая вода, пирожок Красной шапочки, салат Дюймовочки, наливное яблочко и другие. Надо было вспомнить сказку прежде чем всё кушать это. А одному салату давалось конкурсное название (победитель получал приз). После лёгкого ужина дети слушали сказки в записи. Большая выставка книг всех гостей и хозяев позволила обменятся. до позднего вечера задержались гости. Этот вечер имел свой резонанс - на другой вечер в доме наших друзей собрались взрослые и при свечах пели песни под гитару до утра. С тех пор мы ежегодно проводим этот праздник. Тематику меняем.

Однажды проводили вечер по теме “Слышен звон бубенцов из далека”. Название и тематику взяли из книги с таким названием (автор А.К.Ганулич), которую все гости получили в падарок. Все конкурсы, загадки, аукционы и викторина посвящались русской тройке. За столом царил настоящий ямщицкий дух. пели ямщицкий песни, вспоминали литературные произведения, где упоминалась тройка. Не могли вспомнить на какой повозке приехал Чичиков. шутки смех не смолкали до 12 ночи, а потом родители пошли провожать всех. (Это тоже наш семейный обычай всех госте провожать до дома)

Одна ночь посвящалась русскому романсу. Вечерний салон “Фасолинка” овещался только свечами. Костюмы, причёски 19 века настраивали на сентиментальный лад. Многие девочки учились в музыкальной школе, поэтому звучала живая музыка, пели много песен. Было много кроссвордов, викторин, ребусов. Время пролетело так быстро, а программа была так насыщена, что не всё удалось провести и осталось на новогоднюю ночь.

Этот праздник получил своё продолжение. Теперь у нас есть и самая короткая ночь. Сначала проводили её в городе, а вот 5 лет проводим в деревне, на даче. это незабываемо и ни с чем несравнимо! Всреча солнышка у костра! Искры живого, настоящего костра, песни под гитару, печёная картошка и ночлег на сеновале - это остаётся в памяти на вс. жизнь!

Не забываем про русские обычаи. Гости в русских костюмах - женщины, девочки в сарофанах, мальчики в косоворотках. а встречает хозяйка и всем на голову кладёт венки из полевых цветов. Все припасы выкладываем сразу на скатерть - самобранку. Расстелено большое покрывало прямо во дворе на траве. Вокруг него и садятся гости. Здесь дымокур, здесь самовар, здесь свежий мёд и всякие овощи. Двор большой, всем раздолье, а детям радость общения с природой. С нова конкурсы, загадки, самодельные сувениры. И каждый раз всё новые. После 12 часов ночи идём к костру на конец огорода, где стоят прекрасные русские берёзы! Дети сидят вместе со взрослыми и спать совсем не хочется. Когда забнежит рассвет, тогда идут все спать. А поздно утром снова в лес за земляникой и цветами. Уезжать действительно не хочется, но этих впечатлений хватает на весь год.

По просьбе выпускников уже дважды была “Самая длинная ночь” и в школе. По разрешению родителей и директора школы это действительно оказалась самая длинная школьная ночь. После 7 часового веселья (А это подготовить было не просто. Здесь в гостях была Шахерезада, Екатерина 2 и Пётр 1, три богатыря и все со своими кокурсами. Чтобы попасть на вечер все проходили огонь, воду и медные трубы.)все пошли провожать друг друга. Это путешествие по ночному городу продолжалось ещё 3 часа и только рано утром пришли домой усталые и довольные. мне кажется, что на вечере всречи выпускников эту ночь вспомнят обязательно.

Самым любимым праздником взрослых и детей является Новый год. К нему начинают готовится задолго. мастерим игрушки, гирлянды, готовим подарки, украшаем квартиру. Недели за две появляются признаки праздничного оформления. Рисуем новые плакаты, готовим гирлянды из гофрированной бумаги, отбираем открытки для выставки. К новогодним открыткам большой интерес, их в нашей коллекции более трёхсот. Один раз это открытки со свечами, в другой раз это самые старинные, в следующий год выставляем открытки с русской тройкой. Эта выставка обязательно обыгрывается по сценарию. Неожиданным сюрпризом может явится выставка открыток за многие годы тех людей, которые приглашены на праздник. Размещение их можно разнообразить - в виде ёлки, снежинки, веером. Интересно составить коллаж из новогодних фотографий, закрепить их можно на стене иглами. Большой простор фантазии для росписи стёкол шкафов, зеркал. Это очень легко сделать гуашъю или зубной пастой. Удалить это не трудно, поэтому делаем рисунки с удовольствием. Не забываем про укхню и прихожую. “Театр начинается с вешалки, а дом с прихожей” - гласит пословица и об этом надо помнить. Ёлочные гирлянды, снег и снежинки - обязательные украшения в нашем доме, особое удовольствие доставляет делать снег. Привозим в дом лесную красавицу 29 декабря, а 30 - наряжаем. Этот момент ячень волнующий и в нём обязательно принимают участие все члены семьи. С этого момента на две недели ёлка будет рядом с детьми. в нашей семье принято ставить натуральную ёлку, так как дух ели, её запах, фитоциды очищают воздух квартиры наполняя её живительной энергией. Очень жаль, что в нашем городе не практикуется сжигание ёлок, как это делается в Германии. Дух ели поднимается в космос, очищая воздух вокруг селения.

Новогодние костюмы никогда не бывают богатыми, часто это какие - то элементы сказочных персонажей, приспособленные для этого старые вещи с дополнительными украшениемии. костюм необходим, только этот удивительный праздник позволяет хоть на несколько часов всем стать детьми. Чтобы всем всю ночь было весело, надо продумать весь сценарий праздника. если ведутся обыденные разговоры о текущих делах, то праздника не чувствуется. Запрещено касаться двух тем - политика и работа, учёба. Нельзя в этот день упрекать ребёнка в плохой учёбе и его неблаговидных поступках. Для этого есть другие дни. Здесь царит праздник!

В программу вечера входит интересный ритуал - смена календарей. Это любят делать и дети и взрослые. Почти ежегодно удаётся сфотографировать. На фото видно какой год встречаем. Очень вот уже енсколько лет ь проводим игру “Загадай желание”. В 11 часов вскрываются конверты прошлого года и читают вслух прошлогодние пожелания. Что сбылось, а что не сбылось?! Очень редко желания материального плана, это чаще задание себе по вопитанию каких - то качеств. Смеху бывает мнаго! Сразу все получают новые конверты, лист чистой бумаги и ручки, карандаши и все пишут новые желания, конверты сразу заклеиваем и кладём в большой конверт до следующего. Если кто - то из прошлогодних гостей не присутствует, то вручаем конверт позже, часто он о нём и не помнит, а прочитав желания вспоминает весь прожитый год. Это приучает детей строить планы на будущее

Новогодние подарки особые и готовятся в тайне друг от друга. Это может быть любая вещичка, но лучше если не куплена. Родители часто дарят книги по нашим интересам. Подарки готовятся для всех гостей и кладутся в корзину Деду Морозу. Именные подарки вручаются лично. Дед Мороз ежегодно посещает нас, часто в этой роли выступает мама, но побует свои творческие силы и папа. В театрализованном представлении учавствует Баба Яга, которая похищает Снегурочку и требует за неё выкуп. Пока Дед мороз выкупает её, отгадывая загадки, Бармалей украл мешок с подарками. Чтобы задобрить Бармалея, дети поют песниЮ читают стихи и он отдаёт мешок. Действо вручение подарков очени интересно, каждого ждёт сюрприз. подарки, конечно, памятные. Но на этом сюрпризы не кончаются. Вдруг под тарелкой все находят пожелания или прогноз на год из гороскопа.

А новогодний торт тоже сюрприз. В нём запечён торт или крупная фасоль. Кому попадёт боб, тот становится бобовым королём. Ему на голову надевается корона и его три желания обязательно надо исполнять. Можно такие сюрпризы приготовить и в другие праздники. А уходя домой гости лбнаружат в карманах пальто кофетку или какой - либо фрукт. Можно что-то положить и в сапог, сколько восторгов бывает у детей и у взрослых! Позже все идут на городску ёлку. Однажлы удалось сфотографировать нас ночью в городском новогоднем городке.

Особо хочется отметить новогодний стол. Скатерть обычно белая и на ней немного конфети. Возле каждого прибора может быть открытка или веточка, или салфетка в виде снежинки. На большой тарелке новогодняя композиция из ветечек ели, свечек, маленьких игрушек и новогоднего дождя.

Встреча Нового года при свечах. Ещё у нас есть новогодняя карусель, которая издаёт мелодичный звон. Это распологает к синтементальности и часто начинается “Венок песен”. Новый год - очень красивый праздник и чтобы провести его хорошо, надо готовиться. А как проведёш Новый год, таким будет и весь год. Дети живут сказкой, мечтой. Задача взрослых - осуществить эту мучту, а возможностей для этого в каждом доме более чем достаточно.

Праздники могут бать большими и маленькими. Годовые, традиционные праздники известеы всем, это национальные праздники. В последние годы во многих семьях и даже школах отмечаются христианские праздники - Пасха, Рождество, Масленница. На уроках школьников знакомят с содержанием Библии, поэтому им знакомы библейские сюжеты. Но знаний не хватает самим учителям. Необходимо каждому учителю хотя бы иметь текст Библии, а чтобы её читать и толковать нужны специалисты. А пока знакомство детей проходит на очень примитивном уровне. Чтобы сообщить детям библейские знания, научить их не просто запомнить, а жить с ними - это надо делать в семье.

Любовь к христианским праздникам привила нам бабушка по материнской линии. В её семье царила высокая духовная культура. Доброта, взаимопомощь, внимание друг к другу - сохранение родственных связей и традиций - всё это присутствовало во все времена, а они были на всегда лёгкими\

Самым любимым праздником является Пасха. Теперь и мы участвуем в подготовке праздника и принимаем участие.

Накрывается пасхальный стол. Он так будет стоять неделю. Над столом закрепляется на стане вышитое праздничное полотенце, его полотно ткала и вышивала бабушка. Стол накрывается красивой вышитой скатертью, его вышивала тётя - мамина сестра. На стол ставим свечку восковую, веточки вербы, крашенные яйца, куличи, зелень овса, крашенное просо или пшёнку. Куличей выпекаем много маленьких, так как каждому ребёнку свой кулич, а семейный большой. Один из куличей стоит до Красной горки на этом праздничном столе. Ещё готовится сырная пасха из творога и его ечень любят дети. Весь стол окропляется святой водой.

В нашей семье уже стало привычным обязательно оформлять комнаты соответственно празднику. Для этого праздника мы достаём свои реликвии - кроме полотенца почти столетней давности, есть ещё “панорама” - это деревянный ящичек с увелличительным стеклом в крышке с набором открыток Киево-Пичёрской Лавры. Эту шкатулку приобрела бабушка в Киеве, куда совершала паломничество пешком из Воронежской губернии. Хранятся также письма в адрес прабабушки и прадедушки из Белозёрской пустыни со святой горы Афон. переписка была регулярной, посылались небольшие суммы денег, а в благодарность за это из монастыря приходила посылка с книгами, открытками и лекарствами. Чтение “Афон” Бориса Зайцева для нашей семьи на пустой звук, а связь поколений. Также стараемся гостям показать пасхальные открытки уже современные (их более 30) и пасхальные яйца. В небольшой коллекции есть деревянные и расписные куриные. Знакомим мы и с книгами. Среди них особое внимание детей привлекает “Моя первая священная история” - репринтное издание с 19 года.

Этот праздник даёт такую богатую возможность приобщения к духовности русского народа, изучение вековых традиций, воспитание человека на христианских заповедях. Пасхальный поцелуй учит всепрощению, через это прошли многие поколения русского народа. Современному человеку просто необходимо всё это не только знать, но и научиться чувсвовать, а начинать надо с детства.

Семейные праздники - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принцыпам и той морали, которая в этой семье. От воспитания в семье зависит кем и каким будет ребёнок, став взрослым, какая будет его семья. Не надо желеть на воспитание ребёнка сил, времени, денег. Это всё только для блага ребёнка, а в этом состоит счастье родителей. Праздник в семье приготовить не сложно, нужно только пофантазировать. Через праздники и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя за столом. Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Если его этому не научили, в том нет его вины, он может всё это освоить сам в более зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребёнок закрепляет с детства. Теоритические знания не дают возможности превратится в привычку, если они не закреплялись практически.

Праздник - это своеобразный итог тому, что получил в своём воспитании ребёнок. Хорошо наблюдать ребёнка в гостях, где он должен уметь вести себя достойно и свободно. а это достигается благодаря привычкам. Даже на плохих примерах можно научить как не надо себя вести. хорошо воспитанные сын или дочь - это высшее достижение родителей. Ради этого стоит потрудится и приложить максимум любви, терпения, времени.

“Дети - драгоценный дар Божий.

Любите детей”- так писал Я. А. Камнский

Пусть в семьях будет больше праздников для детей!

Пусть в своей памяти они сохранят всё лучшее, что было в их семьях!

Список литературы.

1. Извекова Н.А., Латов Н.В. “Праздник в семье” М.,Педагогика, 1986.

2. Бондаренко Э.О. “Праздники христианской руси” Калининград; Кн. изд-

во, 1993

3. Ильин М. “Сто тысяч почему?” Л.,Дет. лит., 1989

4. Некрылова А.Ф. “Круглый год” М.Правда, 1991

5. Калининский И.П. “Церковно-народный месяцеслов” М.Худ. лит., 1990

6. Чкаников И. “Игры и развлечения” М.Детизд., 1957

7. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. “Большая книга игр и развлечений”

М.,Педагогика, 1992

8. Болховитиков В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К. “Твоё свободное

время” М. Дет. лит.,1975

9. Леотьева Г.А.,Шорин П.А.,Кобрин В.Б. “Ключи к тайнам кино”

М.Просвещение, 1994

10. “Живая вода” Сборник русских народных песен, сказок, пословиц,

загадок. Сост. Аникин В.П. М.Дет. лит.,1986

11. Рерих Н.К. “О вечном” М. Изд-во полит. лит., 1991

12. Ключевский В.О. “Литературные портреты” М. Современник, 1991

13. Цветаева М.И. Сочинения в 2-х томах Т.2 М.Худ. лит., 1988

14. Ковалёв В.М.,Могильный Н.П. “Русская кухня, традиции и обычаи”

М. Сов. Россия, 1990

15. Даниэль С.М. “Искуство видеть” Л.,Искуство, 1990

16. “Круг светлых дней” Православный народный календарь Сост.

Соколовский В.М., Радуга, 1992

Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований.

«Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» - отмечал К.Д. Ушинский.

Давайте обратимся к толковому словарю C.И. Ожегова, чтобы узнать какое значение имеет понятие «праздник». Слово «праздник» имеет несколько значений:

  1. день торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь;
  2. день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;
  3. выходной, не рабочий день;
  4. день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (семейный праздник).

История праздника

У такого явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать историю праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена проходили празднества, тщательно подготовленные и организованные.

Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Неспроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились Олимпийские игры , проходившие в специально выстроенном городке Олимпии раз в четыре года.

Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха , которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвященных евангельским событиям.

Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздники). Они устраивались в память покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода русские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».

Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные : именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Если языческие, православные, календарные праздники на протяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.

Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник - это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Праздник - это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими силами.

Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттракционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивления, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении семейных праздников дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на развитии их способностей и личностных качеств.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью единством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлением активности, украшением и оборудованием комнаты.

Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям. Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюрпризы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и умения. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые и вокальные способности развивают песни, танцы и др.

В возрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие - почитание взрослых. Успехи этого развития определяются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, который особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные праздники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, направлены на формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Семейный праздник - это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. В основу классификации семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический принципы:

  1. праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрослый);
  2. праздники для членов семьи с различными социальными ролями (для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, четвероногого друга);
  3. праздники различной тематики (день рождения, крестины, 1 сентября, «Поздравляем победителей» и др.).

В каждой семье могут быть и свои праздники - начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка - это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. композицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обеспечит успешность празднования дня рождения, является составление сценария.

Сценарий - это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

  1. рождение замысла;
  2. определение идеи сценария;
  3. отбор литературно-художественного, игрового, художественно-спортивного и другого материала;
  4. компоновка отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;
  5. определение художественно-выразительных средств;
  6. анализ подобранного материала.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребенка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием. Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные моменты проведения праздника. Определить место для игр, для праздничного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, помимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осуществлялись, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости этого результата различна. В одних случаях это создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других - приобщение к общественным, семейным ценностям.

Так, для детей младшего школьного возраста можно организовать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмечаются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они сопровождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо побеседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.

Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».

Родительское собрание

на тему

«Семейные праздники и их значение для ребенка»

Цель мероприятия:

План проведения:

1. Выступление учителя «Семейные праздники и их значение для ребенка».

2. Рассказы родителей о семейных праздниках.

3. Итог и результат обсуждения.

Ход собрания.

1. Семья – это первая ступень в жизни ребенка. Детские переживания влияют на дальнейший уклад, работу человека. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств человека. В семье закладываются основы нравственности и духовности ребенка. Эмоциональные контакты в семье дети часто переносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга семейных взаимоотношений .

Сегодня мы будем говорить о семейных праздниках. В семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздники видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собираться за праздничным столом, принарядиться не для гостей, а для себя и для детей. Поставить любимую песню, порадовать близких подарком.

Сам собой праздник не получится, если не испечь вкусный торт, не возникнут подарки-сюрпризы.

Как проводится семейный праздник – день рождение ребенка?

Праздник, проведенный всей семьей, приносит радость в первую очередь ребенку. Самый главный праздник для ребенка – это день рождения. Родителям необходимо к нему подготовиться. Это непросто угощения и подарки. Необходимо заинтересовать ребенка, организовать конкурсы, викторины, диспуты, игры. Все это запомнится надолго. Ребенок это будет вспоминать часто. С нетерпением ждет ребенок Нового года. Ведь будут подарки, которые принесет под елку Дед Мороз. Не подарок важен для ребенка, а ощущение сказки. Родители должны сохранить его на долгие годы, чтобы продлить детство ребенку, а для этого подарить ему радость, улыбку.

2. (мама Димы) рассказала, что для них семейное торжество чаще организуется на природе. рассказала, что Новогодний праздник она организует для ребенка с конкурсами. сообщила, что дни рождения детей это действительно праздник не только для детей, но и для родителей.

сказала, что для детей, которых она взяла из детского дома семейный праздник особенен.

3. С большим интересом дети изготовляют подарки для пап и мам на праздники (ко Дню Защитника Отечества, к 8 Марта и т. д.). Эмоции переполняют детей. Они рассказывают, как преподносили подарки близким, как проходил праздник в кругу семьи.

Родительское собрание

на тему

«Счастливая семья – какая она?»

Цель мероприятия : помочь родителям лучше узнать своих детей.

До собрания провожу анкетирование школьников и конкурс рисунков на тему «Моя семья».

Задачи: рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка;

убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

План проведения.

1. Выступление учителя на тему «Какой должна быть семья».

2. Обсуждение ситуаций.

3. Знакомство родителей с анкетированием «Моя семья»

Ход собрания.

1. Семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребенок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных условиях и ситуациях. Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он идет и в радости, и в горе. Все это происходит постоянно, и постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.

Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манер поведения, взглядов и устремлений.

Прежде всего, семейная атмосфера. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент жизни. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь, как печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, как читаете газету – все это и многое другое имеет для ребенка большое значение. В воспитательной работе нет пустяков... Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно.

Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень-очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогают ему правильно решать сложные жизненные проблемы.

2 .Предлагаю родителям найти выход из ряда условных ситуаций, ответить на вопросы.

Вы заняты домашними делами, а ваш(а) сын(дочь) просит уделить ему(ей) внимание. Как вы обычно поступите?

Вы устали или плохо себя чувствуете, а к вашему(ей) сыну(дочери) пришли друзья. Что вы скажите?

Достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку?

Вам не нравится друг(подруга) вашего ребенка. Будете ли вы как-то влиять на эту дружбу?

У вас плохое настроение. Отражается ли это на ваших детях?

Расскажите какие методы вы применяете в воспитании своего ребенка.

Вы хотите быть не только родителем, но и другом вашего ребенка. Что для этого нужно?

Вы узнали, что ваш ребенок совершил плохой поступок. Как вы поступите?

Вы заметили, что ребенок врет. Как вы поступите?

3. Нелишним будет познакомить родителей и с ответами, которые дадут их дети на следующие вопросы:

Любимая песня мамы.

Дарите ли вы цветы маме и бабушке?

Любимый цвет одежды мамы.

Назовите лучшие черты характера папы.

Есть ли у тебя тайны от родителей?

Тебе хотелось бы взять домой брошенного котенка или щенка. Будешь ли ты советоваться с родителями?

Маме надо подарить подарок, но у тебя нет денег. Чем ты ее порадуешь?

Ты на неделю уезжаешь из дома. Будешь ли ты скучать?

Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для своей семьи?

Что для тебя главное в семье?

Знают ли твои родители всех твоих друзей?

4. Из изложенного можно сделать вывод, не всегда родители могут организовать досуг детей. Надо как можно чаще общаться с детьми, узнавать их интересы. В понимании родителей «счастливая семья» - это полноценная, полная семья в которой царит добро, уют, понимание.

В конце собрания звучит песня «Погода в доме» (муз. Р. Горобца, сл. М. Танича)

Родительское собрание

на тему

«Семейный труд и отдых. Здоровый образ жизни»

Цель мероприятия:

План проведения.

1 Выступление учителя на тему «Семейный труд и отдых. Здоровый образ жизни»

2. Рассказы родителей о труде и отдыхе в семье.

3. Итог и результат обсуждения

Ход собрания.

1.Правильное воспитание ребенка невозможно представить без воспитания трудового, именно в семье закладываются его основы. В каждой семье хватает забот и хлопот. В среднем женщина проводит на кухне до двух часов в день.

Ответьте на вопросы. (Обсуждение).

Ваш ребенок не убрал постель. Как вы поступите?

Какую трудовую деятельность предпочитает ваш ребенок?

Какой работы он старается избежать?

Ребенок просит вас о помощи, а вы очень устали. Ваши действия?

Сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда вы все вместе занимаетесь домашними делами, спортом, вместе отдыхаете, отмечаете праздники.

У каждого человека есть свой дом. Дом – это не только крыша над головой, но и твоя семья – саамы близкие тебе люди.

Что такое здоровая семья? С чем ее можно сравнить? Это небосвод на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца – взаимопонимание , уважение, любовь, дружба, совместные дела. Какова наша семья – таковы и наши дети, каким будет наше будущее – такой будет и Россия.

Каждому человеку выпадает в жизни приятное и неприятное, счастье и горе. У каждой семьи есть свои трудности и проблемы. И родители, испытывая на себе груз проблем, ведут себя по-разному. Они стараются больше внимания уделить своим детям, лучше понимать их, чаще вникать в их проблемы и совместно находить решение в трудных ситуациях.

Дать жизнь ребенку просто. Непросто воспитать его. Многие родители жалуются на то, что они работают, очень заняты и им некогда заниматься детьми. Итоги социальных исследований подтверждают, что на воспитание детей остается ежедневно 17 минут.

Положительный пример в семье прививает навыки здорового образа жизни, культурного досуга, добросовестного труда.

Что нужно детям? Теплый дом, радость детства. А что калечит наших детей? Наркотики, безнадзорность, насилие. Решающую роль в воспитании все же играет личный пример папы и мамы.

Если в семье царит вера друг в друга, если родители по-настоящему умеют радоваться победам – дети заражаются этим духом.

Семейные праздники для детей
Праздники – это особые дни для любого человека. Они несут заряд радости и эмоциональный подъём, обещают, приятные, каждому сердцу, подарки и открытое общение с друзьями.

Как создать атмосферу праздника? Наверное, этим вопросом задаются многие родители. Пожалуй, праздник можно сравнить с мозаикой, сложенной из множества разноцветных стёклышек, каждое из которых создаёт свой тон, цвети настроение, а все вместе они и составляют ту целостную незабываемую картину, которая завораживает и притягивает к себе красотой и разнообразием.

Для ребёнка праздники и торжественные дни особенно значимы, поскольку дарят ему новые впечатления и приятные волнения, приобщают к традициям, сближают с родными и друзьями, и когда они становятся взрослыми, то с особым теплом вспоминают те детские праздники, которые для него устраивали родители. Уже само сочетание этих двух слов – «детский праздник», есть специфический аромат родного дома, они всегда ассоциируются с чем – то светлым и радостным. Родителям следует за раннее обдумать, как украсить комнату, чтобы она была праздничной и нарядной.

В каждой семье складываются свои традиции, связанные с организацией праздников. Одни любят, когда приходит много гостей, и праздник, отмечается шумно, другие предпочитают тихие, праздники в узком кругу родных. Такие семейные мероприятия проводятся по случаю дня рождения члена семьи и таких народных праздников как: Пасха, Рождество, Масленица. Во многих из них, согласно русской традиции, дети могут принимать самое активное участие. Это общение обеспечивают маленькому ребёнку разнообразие впечатлений и видов деятельности: от наблюдения, через подражание и пробу своих сил, к самостоятельному творчеству и экспрессии.

Ребёнок, является непосредственным участником на праздниках, наблюдает, как ведут себя другие. Чтобы ребёнок не скучал, взрослые должны быть готовы уделить ему достаточно внимания: даже разыграть весёлые сценки – шутки, поиграть с ним, используя для этого прибаутки, потешки и песенки, подготовить ряд игр и забав, потанцевать, почитать стихи, поиграть на детских музыкальных инструментах - заинтересовать его. Одежда малыша должна быть красивой и удобной – это с одной стороны создаёт, соответствующее случаю торжественное настроение, а с другой – обеспечивает ребёнку привычный комфорт. Планируя участие малыша в семейных торжествах, следует исходить из его интересов. Это значит, что в первую очередь нужно соблюдать режим дня и контролировать его длительность общения. При этом необходимо помнить, что ребёнок ещё очень мал, слаб физически и неспособен выдержать больших эмоциональных нагрузок. Он быстро устаёт, что в итоге приводит к перевозбуждению и капризам. Особенно негативно на ребёнка воздействуют громкие голоса и музука. Поэтому позаботьтесь о «тихой» комнате, в которой можно побыть с ним наедине, предоставив малышу время для отдыха и покоя.

Подготовка к торжеству – это всегда ожидание чуда и счастья, импровизация, и приятные хлопоты.
Рекомендуемые игры
«Народная мудрость гласит»
Ведущий: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их!

(участники и болельщики перечисляют пословицы или поговорки о семье)

Ведущий: Сейчас небольшая разминка. Вы должны продолжить пословицу.

Родители трудолюбивы, … (и дети не ленивы)

Мать кормит детей, … (как земля людей)

Дом вести … (не бородой трясти)

Кто без присмотра в колыбели, …(тот весь век не при деле)

Семья в куче – … (не страшна туча)
Игра «Это я, это я, это вся моя семья»


  1. Кто с улыбкою весёлой
Весело шагает в сад?

  1. Кто расправил грудь и плечи
Рад сегодня нашей встрече?

  1. Кто мороза не боится
На коньках летит как птица?

  1. Для кого одно мученье
Прочитать стихотворенье?

  1. Кто из вас не ходит хмурый
Любит спорт и физкультуру?

  1. Кто не любит приключений
Сказок и стихотворений.
Волшебный мешочек
ЦЕЛЬ: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
ХОД: Организуя игру, ведущий подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
-Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Подвижная игра «Смелые мышки».

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз- два - три - четыре,

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Бом- бом- бом- бом!

Убежали мышки вон!
Подвижная игра «Лохматый пёс».

Вот лежит лохматый пёс

В лапы свой, уткнувши нос.

Тихо-смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

(«Кот» - ребёнок догоняет мышек-детей)

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Антуан де Сент Экзюпери

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н. Толстой

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка - не то, что для нас, это, действительно, событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, «...тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К. Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Загадки, викторины, познавательные игры - развивают ум ребенка. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так входит труд в жизнь ребенка.

А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры и детям па таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества.

Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное - всем понравится это, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:


Рекомендуем почитать

Наверх