Игры на развитие пространственной ориентировки у дошкольников. Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве. Игра для развития восприятия и речи ребенка «Кто спрятался?»

Ювелирные изделия 28.02.2023
Ювелирные изделия

Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Новая задача — обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания(типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Коля».

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа».
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использовать разнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
Следует отметить, что если мы прибегаем к помощи или контролю со стороны других детей, то местоположение их должно быть таким же.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит» . Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Что изменилось?» . На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку» . «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
Игра «Путешествие по комнате» . Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай Вше два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), битовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.

Цель:

  • Закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку; сформировать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
  • Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами
  • Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Зеркало»

Дети стоят свободно пред воспитателем, который предлагает им стать «зеркалом» и повторять все его движения. Дети отображают движения воспитателя. Вначале даются несложные движения, а затем их можно усложнить.

«Куда спряталась мышка?»

Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

Далее воспитатель говорит, что к нам в гости прибежала мышка, она хочет с нами поиграть. Предлагает детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза ищут мышку, найдя ее ребята должны описать где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

«Угадай, что загадали»

Вариант 1.

Игрушки необходимо разложить вокруг (впереди, сзади, слева, справа) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из игрушек и надо отгадать какую. Для этого воспитатель предлагает определения: она перед тобой (за тобой, впереди, …) Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении (при повторном проведении игрушки можно поменять местами или заменить другими).

Вариант 2.

Игрушки раскладываются вокруг воспитателя. Теперь загадывать игрушку будет ребенок.

«Куда пойдешь, то и найдешь»

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.

«В какой руке игрушка?»

Игрушки лежат перед детьми на столе. По сигналу воспитателя «раз, два, три левой (правой) рукой бери!» Ребенок должен взять игрушку в правую или левую руку. Потом можно предложить детям посчитать, а воспитатель должен взять игрушку в правую или левую руку. Можно допустить ошибку, чтобы дети ее исправили.

«Что изменилось?»

Перед детьми на столе лежат игрушки не более 5. воспитатель предлагает рассмотреть что и как лежит. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет положение игрушки, открыв глаза, дети определяют, что изменилось.

«Скажи, куда мы положили»

Вариант 1.

Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку, найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Вариант 2.

Играющие подсказывают ребенку, куда положили предмет. Ребенок должен искать в направлении, указанном детьми.

«Дорожки»

(Д/и «День рождения»)

Воспитатель предлагает ребенку карточку-поле, разбитое на 9 квадратов и изображение любого животного и кладет его в начале средней дорожки. Воспитатель показывает как идти по клеткам (1 шаг – 1 клетка), дальше просит ребенка самостоятельно добраться до дупла с пчелами, собрать землянику и т.п. Затем можно разложить карточки с персонажами по карточке-полю. Попросить ребенка рассказать, как они расположены относительно друг друга, кто ближе всех к цветку, дальше всех от мостика …

«Я полез на крышу»

(Д/и «Строим дом»)

Воспитатель складывает карточки в готовый дом. На карточке - лестнице стоит человек. Задача ребенка – провести человека от лестницы до карточки – крыши. Причем наступать можно только на изображение тех предметов, на которые действительно можно залезать. Во время путешествия ребенок должен считать шаги: 1 шаг влево, 2 шага вниз и т.п. Задача играющих найти самый короткий путь.

«Магазин»

На доске игровой щит «магазин». Дети подходят к витрине. Игрушки стоят на верхней, средней, нижней полках. Купить игрушку можно только тем, кто не называя ее скажет правильно, где она стоит.

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Перед родителем и педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо — на всех занятиях, вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо).

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства;

Учить детей ориентироваться «на себе», иными словами, ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т. д.

Ориентировки «на себя», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под — с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Изучаем руки

Игрушки — гномик, зайчик, слоник, котик, мышка; кружочки: красный, синий.

Взрослый: Слышите, кто-то стучится к нам в дверь? Давайте посмотрим, кто там? К нам в гости пришел гномик. Он хочет посмотреть, как мы с тобой будем заниматься. Покажи, пожалуйста, мне правую руку, а теперь левую. В правую руку возьми красный кружок, подыми руку вверх и покажи кружок гномику. А теперь в левую руку возьми синий кружок. Покажи кружок гномику. А теперь давайте поиграем. Опусти руки вниз. Теперь правую руку подыми вверх, левая — внизу. Теперь руки вытяни вперед, правую руку отвести направо, левую — налево, опустить руки. Правой рукой дотронься до левого уха, а теперь левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой дотронься до правого колена, левой — до левого и т. д.

Гуляя вместе с ребенком, в такт шагам декламировать:

Левой, правой, левой, правой,

Блики солнца по кустам.

Мы идем к цветам и травам,

В гости к травам и цветам!

Впереди зеленый остров.

Позади остался дом.

Мы к веселым птицам в гости,

К небу синему идем!

В мягких травах тонут ноги,

Золотого солнца свет.

Нет асфальтовой дороги,

Ни домов, ни улиц нет...

Мы гуляем на просторе,

Мы в зеленом тонем море.

— Хорошо! — кричим друг другу,

Синь и зелень так чисты!

А по лугу, а по лугу

Всюду яркие цветы.

Мы резвимся беззаботно,

Синева плывет волной.

А пора, и неохотно,

Еле тянемся домой...

В. Краснер

Прятки и уравнения

Эта игра основана на любви детей к «домикам» (базовая пространственная метафора «внутри — снаружи»). Перед домиком кучка игрушек (или в группе — детей). Ребенок или дети закрывают глаза, и часть тех, кто перед домиком, прячется внутрь, ведущий прячет игрушки или говорит, кому пойти в домик. Открыли глаза — а кто в домике? Первые раз двадцать малыш просто идет и смотрит, потом начинает предсказывать. Можно использовать одинаковые игрушки: было три мишки и кукла, осталось два мишки — кто в домике?

Веселая путаница

Это можно делать с любым «отношением между двумя». Например, отношение «на»: человек на стуле — стул на человеке; ворона на дереве — дерево на вороне; ковбой на коне — конь на ковбое. Или отношение «после»: надел штаны после трусов — трусы после штанов. Игру интересно разыгрывать для детей где-то от года, а двух — трехлетние могут разыгрывать и сами.

Художники

Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закреплению терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Педагог с детьми придумывают и рисуют картину: в центре — избушка, вверху, на крыше, — труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот и т. д.

Медвежонок думает

Кто находится вверху, внизу, справа, слева от медвежонка?

Глупый робот

Один дает команды, второй выполняет. Команды должны быть простые, собственно, играть можно и с шестимесячным — куда показывает пальцем, туда его и нести. Постарше ребенок может, например, говорить, куда идти, сидя на ручках — и пытаться довести маму до цели. «Пять шагов вправо» ... После трех-четырех дети могут строить так пошаговые алгоритмы сложных действий: «Возьми стакан. Нет, дном книзу! (мама берет стакан дном кверху, если не указано). Поднеси под кран. Включи воду...». Это очень весело и интересно, особенно когда взрослый «робот» балуется (не той стороной берет предметы, если не указано, и так далее).

Где что находится?

Слева, справа, вверху, внизу, в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в правом верхнем углу, в центре, между... и т. д.

Снеговики

Необходимо внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Сосчитать, сколько всего различий. Начать взрослый может так:

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них —

Он понять не может.

Как найти сундук?

Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундук (как он должен идти, кто ему встретился?)

Куда пойдешь, то и найдешь

Ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему:

— Направо пойдешь — зайца найдешь. Налево пойдешь — слона найдешь. Назад пойдешь — котика найдешь. Вперед пойдешь — гномика найдешь. Куда же ты хочешь пойти?

Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: «Я пошел направо и нашел зайчика».

Не знаю, как у вас, а у меня иногда бывает ступор, когда приближаются дни рождения племянников, потому что вопрос «что подарить?» - отнюдь не из лёгких. А поскольку регулярно мучиться по этому поводу мне порядком надоело, я решила обобщить все знания по детской психологии, которые у меня есть, изучила современный рынок детских товаров, посоветовалась со своей дочерью (ей 15, и она довольно разумная девушка, ерунду не скажет), и как результат – несколько, надеюсь, полезных советов о том, как выбрать подарок для девочки (мальчики – это совсем другой народ, о нём как-нибудь в другой раз).

Но в первую очередь давайте скажу, что точно не нужно покупать:

  • Не воспринимаются в качестве подарка «полезные» со взрослой точки зрения вещи: школьные принадлежности, например, или познавательные книги и диски. Исключение: если девочка страстно увлечена, скажем, химией, то написанная доступным языком книга на эту тематику вполне может ей прийтись по вкусу.
  • Повседневная одежда (особенно колготки, трусики, маечки, простые футболки, носки, пижамы и прочее). По мнению детей (кстати, вполне справедливому), все эти вещи родители и так должны покупать, вне праздников. Да, девочка позже поймёт, когда вырастет, что эти «мелочи» съедают заметную часть бюджета, и получить в подарок те же качественные колготки или труселя с кружевами тоже может быть приятно (хотя, чего уж там, хочется-то чего-то поинтереснее и пооригинальнее). Исключение: если это не просто одежда, а какая-то очень дорогая или необычная (например, колготки с особым рисунком, о которых девочка давно мечтала; или футболка с изображением любимого героя из мультфильма; или не обычная пижама, а кигуруми, и не просто носки, а «SuperSocks » с прикольными рисунками или надписями). Кстати, сюда же относится школьная форма – она может обрадовать только первоклассницу, да и то не всегда.
  • Также сомнительны в качестве идеи для подарка девочке так называемые «ванно-банные» принадлежности – гели для душа, шампуни, бальзамы, дезодоранты и т.д. Эти вещи тоже сами собой подразумеваются в любой обычный день, да и особой ценностью и привлекательностью у детей (даже у девочек) не пользуются. Исключение: если вы дарите эксклюзивный продукт (изумительной красоты мыло ручной работы) или дорогой продукт класса премиум-люкс, который просто так, без повода, девочке вряд ли будет куплен (но опять же, это не маленькому ребёнку, а уже скорее девушке, к тому же ценящей качественный уход за собой).
  • Не годятся на подарок девочке разнообразные безделушки и «красивые вещи» типа вазочек, шкатулок, статуэток, подсвечников, свечей и прочего, потому что с детской точки зрения (да и с точки зрения здравого смысла) особой ценности они не несут, а только захламляют пространство. Исключение: если девочка собирает коллекцию из подобных предметов.

Теперь перейдём к главному вопросу: как же выбрать подарок девочке, чтобы не разочаровать её и не опозориться самим?

Дарья Степанова
Игры по формированию ориентировок в пространстве

Очень важно детей как можно раньше научить . Пространственные представления являются для детей сложным предметам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение удаленности пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы , взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося . Многие исследования ученых утверждают, что овладение пространственными восприятиями , представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности продуктивно-творческой, трудовой, совершенствует сенсорные и интеллектуальные способности.

Представляю вашему вниманию группу игр, направленных на развитие у детей пространственных ориентировок .

"Угадай, что изменилось"

Задача игры . Упражнение в наблюдательности.

Пособия. Игрушки, предметы.

Ход игры . Воспитательница назначает ребенка, который должен определить изменения в игрушках, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки : кубик был на столе, а теперь под столом; домик стоял по средине стола, теперь – под столом и пр. (число, состав, положение предметов следует разнообразить) .

Можно играть без предметов, а чтобы дети меняли свои места в комнате.

"Что где находится?"

Задача игры . Упражнение в определении положения предмета.

Пособия. Кукла, кроватка, мяч.

Ход игры . Дети называют различные предметы. Воспитательница кладет куклу на кровать и спрашивает : «Где лежит кукла?» - «На кровати» . – «Где стоит маленькая куколка?» - «Перед большой куклой» . – «Мяч под столом; если его подбросить, где он будет?» - «Над ними» и т. д.

"Куда мы бросили мяч?"

Задача игры . Закрепить понятие «близко, далеко, маленький, большой» .

Пособия. Маленький и большой мячи.

Ход игры . Воспитательница берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко какой близко.

"Угадай, где лежит"

Задача игры . Уметь по памяти ориентироваться в пространстве .

Ход игры . Воспитательница ставит ребенка с завязанными глазами на какое-нибудь место в комнате. По просьбе воспитательницы или детей ребенок должен сказать, в каком направлении лежит тот или иной предмет, например, по памяти показывает, где находится дверь, шкаф и пр.

Вариант (для старших детей) . Ребенок переходит в другой угол комнаты и оттуда определяет расположение предметов.

"Кого нам не хватает?"

Задача игры . Упражнять наблюдательность детей.

Ход игры . Дети сидят в кругу или полукругом. Одному Ребенку завязывают глаза, потом кого – либо прячут. Водящему развязывают глаза и предлагают угадать, кого из детей не хватает. Если он угадывает, то садится на свое место и ведущий становится ребенок, который был спрятан.

"Где твои руки?"

Задание : спрятать руки за спину. Воспитатель сначала отгадывает, где правая рука у ребенка, где левая, а затем предлагает одному (или нескольким детям) показать свои руки и назвать их.

"Где шарик?"

Задание : спрятать шарик в ладошку. Задача воспитателя отгадать, в какой он руке – в правой или в левой. Затем он предлагает детям поочередно показать руки – правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятан шарик.

"Возьми флажок?"

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая, и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку кверху, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или : синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый – в левой. Задание : поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает : «Какого цвета флажок? В какой он руке?»

"В какой руке игрушка?"

Воспитатель сначала предлагает одному из воспитанников взять игрушку правой (левой) рукой, затем той, какой он захочет, и сказать, в какой руке игрушка. Второе задание : ребенку дают две игрушки, он должен сказать, какая из них у него в правой, какая в левой руке.

"Переложи камешки в другую руку?"

Несколько камешков (5-6) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребенок различает свои руки, обозначает их. Одновременно он учится различать термины «один» и «много» .

Дальнейшие упражнения на различение своих рук в ходе более сложных результативных действий.

Задание : прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше - ближе, о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад) .

"Какой рукой точнее?"

Задание : попасть мячом в цель, например : в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзину (коробку, в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения : дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как одним из основных видов движения, тренируются в пространственной точки двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расположения не должна вначале превышать одного метра.)

"Какой рукой быстрее?"

Задание : собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Воспитатель может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.

"Что тяжелее?"

Задание : определить какой из двух предметов тяжелее (легче) ; определить, в какой руке, правой или левой, предмет легче, в какой – тяжелее.

Рекомендуем почитать

Наверх