Творческий отчет по экологии. Отчёт по экологическому воспитанию Экологическое воспитание дошкольников отчет воспитателя

Хобби 12.03.2023
Хобби

«Формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным и растительным миром Прибайкалья»

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
В соответствии с (ФГОС) включается не только федеральный, но и национально- региональный компоненты.
Для каждой территории (региона) характерны:
особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.)
пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т. д.)
климат; флора и фауна;
природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.
многообразие природных явлений.
Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что:
регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;
регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.
В начале работы перед собой поставила цель:
познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона;
приобщить к экологической культуре;
научить воспринимать природу целостно;
понимать доступные существенные связи между живыми организмами;
гуманно относится ко всему живому.
Задачи:
изучение методической литературы по данному вопросу;
определение возможности положительного использования работы по экологическому воспитанию детей;
систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе воспитателя;
определение эффективности предложенных разработок.
Для этого я изучила и провела анализ литературных и методических источников: Сударчикова С.Ф. “Общие \В вопросы регионализации дошкольного образования” г. Иркутск, 2003 г.; В.А. Горбунова, Л.А. Мишарина “Ориентировочная региональная программа знаний о растениях”, “Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья” - Иркутск, 2002, 2003 г.г.
соответствии с этим мною построена система педагогического взаимодействия с детьми с учетом ФГОС:
Организационное обучение
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Самостоятельная экологическая деятельность детей
Совместная деятельность воспитателя и детей

Диагностика экологической воспитанности
Наблюдения на экскурсиях, прогулках
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
По результатам диагностики результат показал,что западает раздел регионального компонента.

Для работы по использованию регионального компонента в ДОУ была обогащена развивающая среда. Созданы в группе условия для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми провела работу с родителями. Родители приняли активное участие в создании и обогащения развивающей среды. Проводилось анкетирование,родительские собрания по данной теме Участвовали в акции»сохраним чистоту Байкала»Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью педагогов и родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Иллюстрации были оформлены в альбомы “Птицы нашего края”, “Животные Иркутской области”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т.д.
В ДОУ оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области. Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений.
- Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных. Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
- Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания. - Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними. Проводится “День туриста”, в котором активное участие принимают специалисты детского сада и родители. Дети не только наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке, но и участвуют в веселых играх и соревнованиях. Вместе с детьми родители принимают участие в экологических праздниках и конкурсах, которые проводятся в детском саду (“Чудеса с осенних грядок”, “Огород на окне”, “Флористика” и др.). - Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой прудом, озером, лугом,поляной, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов. В уголке природы собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. Выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и др. В подготовительной группе, где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природы имеется большое количество разнообразных растений в горшках. Кроме того, на стене висит оформленное воспитателями панно с гербарием, где подобраны растения, произрастающие на территории Прибайкалья. Итак, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой, в том числе и с природой Прибайкалья. Ценной находкой мы считаем созданное воспитателями панно с гербарием, где засушены некоторые из растений Прибайкалья, частности веточки багульника, ивы, сосны, соцветия мака, саранок, подснежника и другие растения. Индивидуальная работа с детьми проводится в свободное от занятий и прогулок время. С большим интересом дети занимаются в студии “Волшебный сундучок”, помогают детям изучать обряды народов Сибири, сказки, игры, песни; сочинять истории, знакомят с обитателями наших лесов. Нами были прочитаны детям следующие стихи Н. Бромлей» наш дом родной,наш общий дом»,С. Бывальцева «Люблю свой край»,Н.Никитина «Сибирь»: «Почему осенью – листопад?» , «Чем пахнут ветра?» , «Весенние хлопоты» , отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга»,чтение сказок М.Сергеева»Давным-давно» и»Море славное Байкал» др. Знакомство с журналом « Сибирячек»
После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного края. Составление модели Иркутской обл., отгадывание загадок о Прибайкалье. Просмотр видеофильмов «Колодец» планеты»,рассматривание глобуса, карты иркутской обл. ,рассматривание альбомов о Байкале, прослушивание аудиозаписи«шум волн»,«шум ветра »,«пение птиц» и др., создание фотовыставки,составление пищевых цепей,игры в различные дидактической. игры,КВН,викторины,изо рисование.
Большая работа проводится по ознакомлению детей со сказками народов Сибири. Экологические сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях, занятиях людей. Их использование в воспитательном процессе позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников. С детьми подготовили выставку рисунков по теме “Байкальские сказки”, театрализованное представление “Бедовый орешек”.

Анализ результатов экспериментальной работы
Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внеш¬ней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.
Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора педагогической диагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.
В соответствии с критериями оценки ответов выясняю уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированости умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст¬вии человека и природы. В проведении итоговой диагностике ребята показали высокий уровень знания регионального компонента.
2011году на районном семинаре «Знакомим дошкольников с природой» дала открытое мероприятие «Птицы нашего края».
2012 году на кустовом РМО представила опыт работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 25 «Ромашка»

пгт. Мундыбаш

Отчет по экологии

Старший воспитатель:

Лясина А.Н.

2016г.

У нас у всех одна планета –
Другой такой на свете нету!

Не погубите Землю, люди!
У нас другой Земли не будет!

Существенное значение в разработке проблемы развития основ экологической культуры имеют труды педагогов, исследовавших во второй половине XIX и начала XX веков процессы ознакомления детей с предметным миром и природой (Е.Н.Водовозова, Е.Л.Лихеева, К.Д.Ушинский и др.)- Их исследования во многом определили характер современных научных поисков, изучающих влияние ознакомления с окружающим миром на психическое развитие ребенка (Л. Зенгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др.).

Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.

Ознакомление младших детей с природой следует начинать с ближайшего окружения.

В групповой комнате необходимо создать условия для первоначального ознакомления детей с природой: с помощью игрушек, картинок их знакомят с домашними и дикими животными; учат узнавать этих животных и их детенышей.

Вместе с воспитателем дети могут покормить птиц и понаблюдать за тем, как они клюют зернышки; на прогулке или из окна групповой комнаты понаблюдать за птицами, которые прилетают на участок. Во время наблюдения дети наблюдают за строением птиц, за их повадками.

В старших группах знания о природе углубляют и конкретизируют об условиях жизни растений и животных; о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; комнатные растения).

Также следует познакомить дошкольников с вегетативным размножением комнатных растений (черенками, листьями, усами).

Следует познакомить детей с экопозитивным и эконегативным поведением человека в природе, воспитывать любознательность и наблюдательность, формировать экологически правильное поведение в природе.

При ознакомлении детей с насекомыми детей знакомят с их передвижениями (летают, прыгают, ползают), называют характерные звуки насекомых (жужжит, стрекочет). Также знакомят с циклом размножения бабочек(откладывают яйца на растениях, из них появляются гусеницы, из гусениц- куколки, из куколок- бабочки).

Наблюдая за живой природой, дети замечают строение растений; наблюдают за их ростом и развитием.

Целесообразно закреплять знания детей в дидактических играх: «Съедобное-несъедобное», «Чудесный мешочек». А также закреплять знания в сюжетно-ролевых играх: «Столовая», «Накорми куклу Свету» и др.

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в уголке природы, привлекая младших детей к выполнению индивидуальных поручений. Дети же 6-7 лет самостоятельно дежурят.

Осенью следует привлекать детей к сбору осенних листьев. Зимой дети могут помочь взрослым сгрести снег к стволам деревьев, отрясти снег с веток кустарников. В весенний период детей следует привлекать к посильному труду - посадке лука, пересадке комнатных растений. Летом дети рыхлят клумбы, поливка клумб и грядок в огороде. Для этого взрослыми создаются все возможные условия как в групповых комнатах, так и на прогулочных площадках:

Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей.

В экологическом образовании и воспитании детей большое значение имеет оценка труда. Задача воспитателя - направить детей на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе. Для оценки результата трудовой деятельности детей знакомят с пословицами и поговорками.

Закреплять гуманное отношение к природе помогает художественный труд- работа с природным материалом, где дети старшего дошкольного возраста создают фигуры людей, животных и птиц из желудей, шишек, листьев и др. материалов, передавая выразительность образа, создавая общие композиции «Лесная поляна», «Сказочные герои» и др.

Также необходимо углублять эмоционально-доброжелательное отношение детей к живым существам в процессе общения с ними, развивать интерес к родному краю, формировать представления об экологических проблемах поселка, в котором живут дети; воспитывать уважение к труду сельских жителей.

Большое значение имеет чтение художественной литературы таких авторов как: Е.Благинина «Два жадных медвежонка», М.Горький «Воробьишко», К.Чуковский «Тараканище», Д.Самойлов «У слонёнка день рождения», И.Бунин «Листопад», Я.Аким «Первый снег», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» и многие другие.

Также знания усваиваются через проведение НОД и экспериментирование, где дети в самостоятельной деятельности постигают взаимосвязи в окружающей действительности.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Любовь к природе начинается со знания её обитателей, и мы надеемся, что воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету в будущем.

Наши ребята в течении года расчищали прогулочные территории, садили мини-огороды на подоконниках, наблюдали за развитием растений.

Педагоги показывали различные театральные представления по экологии, проводили развлечения, красили цветники, украшали участки.

Также проводились акции «Покорми птиц», «Дерево для Ветерана».

В следующем году мы продолжим работу с детьми по экологическому воспитанию.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

«Экологическое воспитание в школе».

Сафонова Мария Григорьевна,

учитель биологии и географии

МКОУ « Общеобразовательная школа –

интернат психолого – педагогической

поддержки»

Мариинск

была бы Земля наша».

А.П. Чехов

В наше время проблема экологии стала актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая обеспечение экологического воспитания, формирующего ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности человека, чему способствует экологическое воспитание.

Мне очень нравятся слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда». А в результате, каждый житель должен, а вернее обязан думать о будущем нашей Планеты.

На уроках биологии и географии раскрываю детям мир растений, животных, среду, что их окружает. Помогаю осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней, видеть красоту природы. Все это способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение побуждает к природоохранной деятельности. Мы с детьми знакомимся с окружающим миром, через материал учебников, художественную литературу, видео фильмы. Но самыми результативными формами являются экскурсии и практическая работа. В течение учебного года в школе проводятся недели экологии (Приложение 2). Во время, которых проходят эколого-психологические тренинги, познавательные, практические мероприятия, субботники. Акции «Помоги пернатым», «Встретим братьев наших меньших», дети изготавливают скворечники, кормушки (Приложение 3), а так же сувениры и различные поделки из бросового, растительного материалов, используя разные техники.

В школе разработан экологический проект «Школа наш дом» (Приложение 1). Считаем, что он поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья.

МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска, расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи. Во время реализации проекта дети сами сеют семена, выращивают саженцы, а в дальнейшем высаживают все в клумбы. Занимаются чисткой аллей и прилежащих к территории насаждений. На территории школы посадили Аллею памяти к 65-летию Победы из 65-и сосен и елей, а к 70летию досадили еще 5 деревьев, липовый уголок, сиреневую аллею.

Все экологические акции в школе проводятся в системе - круглогодично. К работе привлекаются не только учащиеся, педагоги, но и родители.

Мы считаем, что эффективность экологического воспитания школьников будет лишь в том случае, если будет предусмотрено следующее:

Оптимизация содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещение экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри и межпредметных связей;

Создание в школе надлежащей учебно-материальной базы (уголков охраны природы, живых уголков и др.);

Совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;

Формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства

И в заключении хотелось бы сказать, что экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Приложение 1.

Название проекта: «Школа – мой дом»

Испытатели проекта:

Администрация МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;

Учителя трудового обучения, биологии, начальных классов;

Классные руководители, воспитатели;

Начальник ЛОЛ;

Учащиеся МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;

Родители.

Название ОУ:

МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

Территория: г. Мариинск.

I. Обоснование актуальности проекта

«Если бы каждый человек на клочке земли

своей сделал все, что он может, как прекрасна,

была бы Земля наша».

А.П. Чехов

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Мы выбрали эту проблему потому, что:

Школьный двор находится в удовлетворительном состоянии;

Пришкольный участок недостаточно озеленен;

Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья. МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолога – педагогической поддержки» г. Мариинска расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - Значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

II. Цели и задачи реализации проекта

Цель проекта - содействие улучшению экологической обстановки в микрорайоне, через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка

Задачи проекта

Способствовать воспитанию экологической культуры и экологического сознания школьников;

Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

Усилить региональную направленность экологического образования;

Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

Развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;

Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;

Провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;

Исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Кемеровской области;

III. Сроки и этапы реализации проекта

Сроки: 2016 – 2017год.

1 этап – подготовительный – март – май 2016 г.

2 этап – практический (исследовательский) – 2016 – 2017 г.

IV. Сведения об исполнителях проекта

Исполнителями проекта являются учащиеся, педагогические работники школы, жители микрорайона.

V. Партнеры проекта:

Администрация муниципального Мариинского района;

Родители;

Управление спорта и молодежной политики;

Отдел культуры Мариинского района.

VI. Ожидаемые результаты:

Благоустройство, озеленение школьной территории и мест культурного отдыха;

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

Развитие организаторских способностей учащихся;

Ежегодная организация экологического отряда МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска;

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

Привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;

Пропаганда экологической культуры учащихся;

Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;

Использование пришкольного участка на уроках развития речи, биологии, географии, ИЗО, трудового обучения.

V II . План основных мероприятий проекта

Сафонова М.Г.

Макаровец Л.В.

Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы.

апрель

Сафонова М.Г.

Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта

апрель

Директор школы, учит.биологии

Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора)

Апрель-май

Учителя труда, классные руководители, воспитатели, учащиеся школы

Организация работы экологического и трудовых отрядов

Май-июнь

Учителя труда, классные руководители, воспитатели

Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий

В течении года

классные руководители, воспитатели, учитель биологии

Проведение семинара-практикума «Дизайн и ландшафт»

октябрь

Сафонова М.Г.

Подведение итогов I этапа проекта

май

Сафонова М.Г.

Практический

2016-2017 года

«Цветочная рассада – наш подарок школе» (подготовка ящиков, посев семян, рассаживание рассады).

Создать оптимальные условия для роста и развития сеянцев.

Провести пикировку сеянцев.

Регулярно проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады.

Регулярно осуществлять технологии по уходу за рассадой (полив, поддерживание светового и температурного режима, подкормки).

Май-июнь

Март-июнь

Апрель-май

В течении роста и развития

В течении роста и развития

Уч-ся, учителя, воспитатели

Сафонова М.Г,

уч-ся

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Создание цветущих клумб на школьном участке по разработанному эскизу и уход за ним.

Разработка цветочных клумб, ваз-цветочниц.

Подготовить почву для посадки рассады.

Перенести схему цветочной композиции, составленной на бумаге, на участок земли, выделенный классу для создания «объекта зеленого строительства».

Посадить цветочную рассаду по схеме композиции.

Регулярно ухаживать за клумбами: полив, подкормка, прополка.

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май- август

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения.

Экологическая группа,

Основные оформленные клумбы на территории школы, закрепленные за определенными классами

Фотографии, презентация

Май

В течении лета

Экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения

Учащиеся,

учителя, воспитатели

Организация и участие учащихся в занимательных конкурсах, тематических праздников в летнем лагере.

учебно-развивающие мероприятия:

Конкурс рисунков на тему «Наши цветы» для учащихся начальной школы;

Создание фотоальбомов «Цветы вокруг школы в 2013 году»

Работа на школьной территории (прополка, полив, уборка и т.д.)

В течении года

Сентябрь 2016

Сентябрь 2016

Май-август

Учащиеся,

учителя, воспитатели

учителя, воспитатели

Учащиеся,

учителя, воспитатели

экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения

Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина)

Август-сентябрь

Экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя труд.обучения

Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов

Сентябрь-октябрь 2016

Эколог.группа,

Выращивание рассады

Март-май 2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Оформление клумб и посадка вьющихся растений

Май-июнь2017

эколог.группа

Сафонова М.Г., учителя труд.обучения

Составление карт видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка

Июнь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории

В течении года

Коллектив и уч-ся школы

Подведение итогов проекта

Сентябрь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта

Октябрь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Анализ полученных результатов и обобщение опыта работы

декабрь2017

эколог.группа

Сафонова М.Г.,учителя труд.обучения

Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей

Ноябрь-декабрь 2017г.

эколог.группа

Сафонова М.Г., учителя труд.обучения

Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта

Октябрь 2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта

В течении проекта 2016-2017г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Материально – техническое обеспечение проекта.

Список инвентаря длительного пользования

лопата

грабли

вилы

ведра

лейки

Поливочный шланг

Мини тяпки

Бюджет проекта:

I . Оплата труда.

Оплата труда осуществляется за счет средств образовательного учреждения МКОУ « Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

II. Основные расходы

1.Транспортные расходы:

всего

Услуги транспорта

3100

2. Расходы на приобретение семян, саженцев и необходимого материала:

Наименование

Количество

Стоимость

Семена

Агератум

16 п.

240

Астра

8 п.

Амарант

6 п.

120

Дихондра

6 п

288

Доротеантус

6п.

ипомея

4п.

Георгины однолетние

4 п.

Гелиотроп

4 п.

180

Годеция

9п.

135

Гипсофила

6п.

120

Василек

140

Лаватера

8п.

120

Лобелия

12п.

180

Лобулярия

7п.

105

Лен

3п.

Портулак

1п.

Душистый горошек

2п.

Левкое

Кохия

6п.

Кларкия

6п.

Маргаритки

8п.

Бархатцы

6п.

Шафраны

180

Циния

Клещевина

Настурция

Подсолнух декор.

Флокс

Цинерария

105

Эдельвейс

Анютины глазки

Виола

50

3068

II

1

земля

7 200

2

гравий

7500

3

щебень

8000

4

пиломатериал

1куб

5000

3. Канцелярские расходы:

III. Непрямые расходы:

3130

IV. Полная стоимость проекта:

всего

Статья «Основные прямые расходы»

34 868

Статья «Непрямы расходы »

3130

Итого:

37 998

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии.

В детском саду, где я работаю , уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников, работа ведется по программе С . Н. Николаевой «Юный эколог .

В начале года я поставила перед собой цель : воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

Задачи :

формировать систему экологических знаний и представлений;

развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В нашем детском саду в течении года проводила разнообразную работу по экологическому воспитанию дошкольников .

Мною была выбрана и велась работа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Провела краткосрочный экологический проект «Удивительный мир кошек», целью которого было: Создать условия для формирования основ общей экологической культуры ребенка-дошкольника.

Формировать у детей интерес к домашним животным-кошкам, через познавательную и творческую деятельность.

Расширять общую экологическую культуру , через рассказы о породах кошачьих, их разнообразии.

В группе создан уголок природы, где находятся комнатные растения, аквариум с рыбками. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений и живых организмов, наблюдают и трудятся. Так же дети наблюдали за нашим питомцем попугайчиком, помогали кормить его и убирать в клетке. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живому существу и желание за ним ухаживать.

Для экологического воспитания детей широко использовались прогулки,

во время которых знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня , погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

На прогулках я организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) .

На прогулках с ребятами, наш маршрут часто проходил по экологической тропе. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Организуя экскурсию по тропе мы с детьми наблюдали деревьями, кустарники разных пород, разного возраста (вяз,сосна,вишня,яблоня и т.д).

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

С приходом весны проходила высадка растений на клумбы, дети старались помочь в уходе за растениями: поливали, пропалывали. Все это помогало развивать у ребят любовь и бережное отношение к растениям, желание о них заботиться.

Часто на занятиях и во время режимных процессов использовала художественную литературу экологического направления. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения с детьми проводилась беседа, задавала вопросы, очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала» , в которых участвуют дети со своими родителями.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались различные формы работы (консультации, беседы, анкетирование ) .

В результате проделанной работы есть положительные результаты :

сформировано начало экологической культуры у детей ;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В группе раннего возраста я продолжаю вести работу по формированию основ экологического воспитания у детей младшего возраста через наблюдения в уголке природы, прогулки, чтение художественной литературы, работу с родителями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 51 Р. П. СЕННОЙ ВОЛЬСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию дошкольников за 2017 год»

Подготовила:

Воспитатель группы раннего возраста

Сайгушева Ольга Владимировна

2017 год

Рекомендуем почитать

Наверх